На главную страницу Отправить письмо Карта сайта

Древнейший фрагмент Евангелия от Марка найден в маске египетской мумии

Протоиерей Димитрий Юревич

12.02.2016

В первые века по Рождестве Христовом в Египте имела место традиция мумификации, при которой на голову мумифицируемого накладывали маску. Фараоны удостаивались золотых масок, простым людям полагалась маска из папируса или холста. Для уменьшения затрат папирусные маски делали из использованных прежде для письма листов папируса, которые покрывались слоем клея и затем раскрашивались, так что старый (и не относящийся к обряду погребения) текст был уже не виден. [1]

Изучением таких масок на протяжении нескольких лет занималась группа ученых, среди которых -- американский исследователь Нового Завета и кумранских рукописей профессор Крэг Эванс (Craig A. Evans). Специалисты растворяли слой клея и извлекали фрагменты папирусов, отсоединяя один от другого. Это позволяло прочитать написанный на них до изготовления маски текст, хотя сами маски при этом утрачивались. [1]

За несколько лет работы были извлечены и изучены сотни фрагментов папирусных рукописей, датируемых I-III вв. и содержащих надписи разного рода: классические древнегреческие тексты (включая истории Гомера и философские трактаты), деловые записи, личную переписку и другое. [1]

При исследовании одной из масок был найден крошечный фрагмент папируса, идентифицированный как текст Евангелия от Марка. Тремя разными способами он был датирован примерно 90 г. по Р.Х.: методом радиоуглеродного анализа, палеографически (т.е. путем сличения типа письма на фрагменте с известными типами письма данной эпохи), а также путем сопоставления с датировкой других документов, находившихся вместе с ним в маске.[1] Судя по сообщениям ряда специалистов, 90 г. -- верхняя, надежная граница датировки, но можно говорить о том, что евангельский папирус восходит даже к 80-м годам по Р.Х. [2] Первые сообщения о находке поступили от профессора Даллаской богословской семинарии Дэниэла Уолесса (Daniel B. Wallace) в феврале 2012 г., [3] а в июле 2014 года находку анонсировал вышеупомянутый К. Эванс. [2]

Первоначально предполагалось, что официальная публикация данного артефакта (а также других папирусов, извлеченных столь неординарным способом), будет осуществлена в 2013-2014 годах, но дата публикации отодвинулась на более поздний срок. По словам К. Эванса, исследователи надеются использовать отсрочку для того, чтобы сопроводить публикацию дополнительной информацией о найденных артефактах и об относящихся к ним известных древних текстах. [1]

Описанный выше метод извлечения папирусов из масок мумий -- вполне эффективный и дает надежные результаты. Единственная претензия, которую иногда предъявляют к исследователям, заключается в том, что маски разрушаются при растворении слоя клея, таким образом, обнаружение новых артефактов происходит за счет уничтожения старых. [4], [5] После извлечения папирусов их собственниками становятся обладатели масок -- музеи или частные коллекционеры. [1] Однако в некоторых случаях извлеченные папирусы с текстами представляют значительно большую ценность, нежели исходная маска: как отметил К. Эванс, маска, в которой был обнаружен папирус с евангельским фрагментом, не представляла особой музейной ценности. [1]

На протяжении почти 100 лет наиболее древней из известных рукописей Нового Завета считался папирус P52, известный как папирус из библиотеки Райленда (Rylands Library), приобретенный в 1920 г. на египетском рынке Бернардом Гренфеллом. Он датируется примерно 125 г. и содержит фрагмент текста евангелия от Иоанна 18:31-33 (на лицевой стороне) и 18:37-38 (на обороте). На основании этого папируса делают заключение, что Евангелие от Иоанна написано либо в конце I в., либо в начале II в., поскольку P52 представляет собой не автограф (оригинал) рукописи, а одну из копий. Эта датировка совпадает с традиционным церковным представлением о времени написания четвертого Евангелия.

Церковная традиция относит написание первых трех (синоптических) Евангелий к периоду до разрушения Иерусалима и Иерусалимского храма римлянами в 70 г. Датировка основывается на внутреннем свидетельстве текста синоптических Евангелий (где ничего не говорится о разрушении Храма, не так подробно и динамично, как в Евангелии от Иоанна, изложена полемика Христа с иудеями и др.) и на сведениях, приводимых авторами древней Церкви.


Маска, в которой был найден древнейший фрагмент Евангелия (из презентации К. Эванса, июль 2014 г.)

Маска, в которой был найден древнейший фрагмент Евангелия (из презентации К. Эванса, июль 2014 г.)


Церковная традиция неоднократно подвергалась сомнению и пересмотру западными библеистами в XIX-XXI вв., скептически относившимися к историзму новозаветных текстов. В частности, позднюю датировку Евангелия от Марка предлагали представители школы "исторического Иисуса", пытавшиеся среди "мифических" (с их точки зрения) новозаветных повествований выделить достоверное зерно. Из современных представителей данного направления можно указать, например, Джорджа Уэллса, который датирует написание Евангелия от Марка 90 г. и считает, что по причине большого временного отрыва от времени евангельских событий последние изложены в нем недостоверно. [6, 24]

Если подтвердится, что новонайденный фрагмент Евангелия от Марка, который также представляет собой копию, датируется 80-ми годами (или самое позднее 90 годом), это будет означать, что его оригинал написан несколько раньше. Тем самым через археологический артефакт получит дополнительное подтверждение церковная традиция датировки второго Евангелия.

Ссылки

[1] Jarus O. Mummy Mask May Reveal Oldest Known Gospel // LiveScience.com. URL: http://www.livescience.com/49489-oldest-known-gospel-mummy-mask.html (дата обновления: 18.01.2015; дата обращения: 31.03.2015).

[2] Mark strikes back: Mummy cartonnage and Christian apologetics, again… // Faces and Voices. URL: https://facesandvoices.wordpress.com/2014/11/25/mark-strikes-back-mummy-cartonnage-and-christian-apologetics-again/ (дата обновления: 25.11.2014; дата обращения: 31.03.2015).

[3] First-Century Fragment of Mark’s Gospel Found!? // Daniel B. Wallace Blog. URL: http://danielbwallace.com/2012/03/22/first-century-fragment-of-marks-gospel-found/ (дата обновления: 22.03.2012; дата обращения: 31.03.2015).

[4] Dr. Craig Evans on First Century Fragment of Mark // Portable Antiquity Collecting and Heritage Issues. URL: http://paul-barford.blogspot.ca/2014/11/dr-craig-evans-on-first-century.html (дата обновления: 24.11.2014; дата обращения: 31.03.2015).

[5] Farrell J. Fragments of Mark's Gospel May Date to 1st Century // Forbes. URL: http://www.forbes.com/sites/johnfarrell/2012/02/27/fragments-of-marks-gospel-may-date-to-1st-century/ (дата обновления: 27.02.2012; дата обращения: 31.03.2015).

[6] Хабермас Г.Р. Исторический Иисус. Древние свидетельства жизни Иисуса. Симферополь, 2013. 296 с.

Последнее обновление:
URL: http://bible-spbda.info/researches/20150331-egyptian-mask-with-mark-gospel/mark-gospel.html

© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2012-2016.

Использование материалов допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 3.0 Unported License (CC BY-NC).