Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии http://bible-spbda.info/publish/20160419-christian-reading-2016-2/20160419-christian-reading-2016-2~print.html |
20.04.2016 |
19 апреля 2016 г. вышел в свет №2 журнала «Христианское чтение» за 2016 г., посвященный библейским исследованиям и подготовленный при участии кафедры библеистики. Объем журнала составляет 304 страницы, авторами выступили исследователи из Санкт-Петербургской и Московской духовных академий и ЦНЦ «Православная энциклопедия». С 29.12.2015 г. журнал входит в список изданий, одобренных ВАК («Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук») по группе специальностей «26.00.00 – теология».
«Христианское чтение» № 2 за 2016 г. Библейские исследования
Тема номера – «Богословие. Библеистика». Редакторами тематического выпуска являются заведующий кафедрой библеистики СПбДА протоиерей Димитрий Юревич и заведующий редакцией Священного Писания ЦНЦ «Православная энциклопедия» К.В. Неклюдов.
Всего в журнал вошло 17 статей, объединенных следующими рубриками: «К 140-летию синодального перевода Библии»; «Новозаветные исследования»; «Библейская археология»; «Святоотеческая экзегетика», «Библейская герменевтика», «Межзаветная литература», «Рецензии» и «События академии».
Протоиерей Димитрий Юревич представляет журнал на заседании кафедры
Журнал был доставлен из типографии в духовную академию к заседанию кафедры библеистики, проходившему в тот день, на котором заведующий прот. Д. Юревич провел его презентацию.
Обсуждение журнала с членами кафедры, многие из которых являются авторами этого номера
Приобрести журнал можно в книжных магазинах Санкт-Петербурга и Москвы, а также в интернет-магазине Издательства и книжной лавке академии. Подписаться на журнал можно в любом отделении «Почты России» через «Каталог российской прессы «Почта России» (подписной индекс — 99956). Духовные учебные заведения могут оформить подписку, обратившись с запросом по адресу izdatspbda@gmail.com в Издательство СПбПДА.
Первые читатели журнала из числа студентов
К 140-летию синодального перевода Библии
Протоиерей Димитрий Юревич. Вклад святителя Филарета (Дроздова) в дело перевода Библии на русский язык.
В статье систематически изложены принципы перевода Священного Писания, сформулированные свт. Филаретом (Дроздовым) и заложенные в основу синодального перевода Библии на русский язык. Показана научная обоснованность с современной точки зрения позиции святителя при переводе текста Ветхого Завета, которая подвергалась критике его современниками. На примере конкретных правок, внесенных московским митрополитом в черновики перевода Нового Завета, продемонстрировано, что дело перевода мыслилось им не только как узкоцерковная задача, но и как средство к христианскому преобразованию российского общества.
Протоиерей Димитрий Юревич — кандидат богословия, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии.
Д.Г. Добыкин. Ветхозаветные переводы епископа Порфирия (Успенского).
Статья посвящена переводам ветхозаветных книг епископа Порфирия (Успенского). Изложены причины создания переводов, их источники, некоторые текстологические особенности, достоинства и недостатки. Переводы епископа Порфирия сравниваются с синодальным текстом и некоторыми другими переводами с Септуагинты. Предлагается методология изучения этих переводов.
Дмитрий Георгиевич Добыкин — кандидат богословия, секретарь кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии.
Новозаветные исследования
Священник Андрей Парафенюк. Анализ, экзегетика и богословие 4:1–8 Первого послания к Фессалоникийцам св. ап. Павла. Освящение как воздержание от блуда и корыстолюбия.
Цель статьи — разъяснить предпосылки, происхождение и применение раннехристианских наставлений в богословии св. ап. Павла путем анализа и экзегетического разбора 1–8 стихов 4 главы Первого послания к Фессалоникийцам на основе филологических сведений и экзегетических работ признанных исследователей в этой сфере последнего столетия.
Священник Андрей Парафенюк — кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии.
Священник Павел Лизгунов. О блаженстве нищих духом и кротких. Создавал ли евангелист Матфей новую заповедь?
В статье анализируются предположения ряда западных исследователей (в частности, автора статьи «Французского словаря духовности») о том, что первая и третья заповеди блаженств (блаженства нищих духом и кротких) изначально представляли собой одну заповедь, а также о том, что евангелист Матфей добавил слово «духом» к первой заповеди блаженства от себя. Цель исследования — выяснить доказательность этих гипотез. Основной метод — контекстуальный анализ. Автор приходит к выводу, что первая гипотеза сомнительна, вторая — допустима, но не обязательна к принятию.
Священник Павел Лизгунов — магистр богословия, аспирант Московской духовной академии (кафедра богословия), проректор по учебной работе Курской духовной семинарии.
Священник Дионисий Харин. К вопросу о жанре книги Деяний апостольских.
В статье автор актуализирует вопрос о жанре книги Деяний апостольских. Вопрос о жанре является ключевым в подходе к толкованию любой книги: он задает культурный контекст, в рамках которого истолковывается тот или иной текст. В отношении книги Деяний было предложено несколько вариантов жанров, которым, возможно, следовал св. Лука. В качестве основного жанра был предложен жанр историографии. Использование элементов других жанров говорит в пользу самого автора, который умел их применять, руководствуясь апологетическими целями. В статье автор стремится критически рассмотреть предложенные для Деяний жанры, ряд из которых не уместно использовать в определении основного жанра книги. Основная позиция автора заключается в том, что ап. Лука придерживался жанра истории, но не в строгом смысле этого слова, так как писал апологетическую историю христианства.
Священник Дионисий Харин — магистр богословия, аспирант, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии.
Ю.А. Кондратьев. Экзегетический анализ аргументативной части Послания к Галатам святого апостола Павла.
Православная отечественная библеистика до настоящего времени недостаточно исследовала экзегетику, риторику и стилистические особенности писаний св. апостола Павла. В связи с этим целью данной статьи стало раскрытие своеобразия аргументативной части послания к галатам святого апостола Павла. Автор опирается на традиции отечественных богословских наук, религиоведения и гуманитарных наук (применяя, в частности, методы экзегетики и герменевтики, сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, структурно-функциональный анализ). Выявляя истоки богословия апостола Павла, автор обнаруживает его важнейшую роль в распространении христианства.
Юрий Алексеевич Кондратьев — магистр богословия, аспирант кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии.
А.А. Чумаков. Несостоятельность критики Е. К. Дулумана на Мк 2:24–26.
Статья посвящена разбору критики Е. К. Дулумана на Мк 2:24–26. Задачи, поставленные автором при написании статьи, сводятся к изучению имеющейся литературы, содержащей критические воззрения, резюмированию позиции Е. К. Дулумана по затронутому вопросу, составлению объективного критического комментария. Опираясь на материал Священного Писания, автор делает вывод об ошибочности позиции Евграфа Каллиниковича, представляющей собой яркий пример библейской критики.
Антоний Алексеевич Чумаков — магистр богословия, соискатель аспирантуры по кафедре библеистики Санкт-Петербургской духовной академии.
Библейская археология
К.В. Неклюдов. Проблема Галилеи раннеримского времени как культурного и политического контекста провозвестия Иисуса (по материалам западной историографии XIX — начала XXI вв.). Часть 2.
Данный текст является продолжением статьи, начало которой опубликовано в журнале «Христианское чтение» No 2 за 2013 г. Вторая часть посвящена анализу галилейского материала в реконструкциях исторического контекста проповеди Иисуса в Галилее в работах исследователей конца XX в. (сторонников кинической гипотезы, использования социологических моделей, библеистов, учитывавших данные современной археологии Галилеи).
Константин Викторович Неклюдов — заведующий редакцией Священного Писания ЦНЦ «Православная энциклопедия».
Протоиерей Александр Тимофеев. Проблема существования объединенной израильской монархии в X веке до Р.Х. в свете современных исследований Иудеи.
Целью написания данной статьи является обоснование реального существования единой Израильской монархии в X веке до. Р. Х., которое отрицают библейские минималисты. В статье рассматриваются современные данные, полученные в результате раскопок, произведенных на территории южного Израиля в конце ХХ — начале ХXI веков, и подтверждающие существование единого Израильского царства.
Протоиерей Александр Тимофеев — преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии.
Святоотеческая экзегетика
А.В. Сергеев. Некоторые текстологические, экзегетические и христологические особенности трактатов блаженного Августина на Евангелие от Иоанна.
В статье проводится текстологический и экзегетический анализ трактатов блаж. Августина, епископа Гиппонского, на Евангелие от Иоанна. Выясняется время создания и некоторые их особенности. Перевод цитируемых фрагментов выполнен по собранию монастыря Стеенбрюгге (Бельгия), названному «Христианским корпусом, латинская серия» (Corpus Christianorum Series Latina). Поскольку Вульгата стала общепризнанной только в VI в., то блаж. Августин использует её наравне со старолатинскими переводами. От разночтений в данных переводах зависит толкование этого святого.
Алексей Владимирович Сергеев — магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии.
Священник Борис Тимофеев. Типология в толковании пророчеств у Феодора Мопсуестийского.
В статье разъясняются некоторые особенности взгляда Феодора Мопсуестийского на мессианское содержание пророческого откровения в Ветхом Завете. Рассматриваются его толкования на Псалмы, 12 малых пророков, Евангелие от Иоанна, Послания апостола Павла и др. На основании сравнительно-сопоставительного анализа произведений этого толкователя предпринята попытка показать, что за исключением единичных случаев он видит возможность разглядеть Христа в ветхозаветном пророчестве только в типологии.
Священник Борис Тимофеев — преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии.
Священник Борис Тимофеев. Диодор Тарсийский. Предисловие к толкованию на 118-й псалом.
Данная работа представляет собой попытку перевода «Предисловия к толкованию на 118 псалом» Диодора Тарсийского. В этом произведении он рассуждает об особенностях языка Священного Писания и о методах экзегетики. Рассматривается его отношение к различным методам толкования, в частности, духовному толкованию, аллегорическом и историческому. Перевод предваряется предисловием, в котором описывается история данного текста и анализируются взгляды Диодора Тарсийского на природу библейского языка.
Священник Борис Тимофеев — преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии.
Библейская герменевтика
Протоиерей Евгений Горячев. Феноменологический метод познания и библейская герменевтика: откорректированный союз или непреодолимое противоречие?
Статья посвящена анализу причин недостаточной оригинальности многих сочинений современных российских православных библеистов, а также возможным способам преодоления сложившейся ситуации. В этой связи в статье рассматриваются и критически противопоставляются друг другу герменевтические методы «беспредпосылочной» и «предпосылочной» феноменологии в их применении к библейским исследованиям.
Протоиерей Евгений Горячев — преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии.
Межзаветная литература
Священник Александр Зиновкин. История и учение иудейского религиозного движения Yáḥaḏ (יחד)
В исследовании излагается авторская позиция относительно проблем, связанных с формированием и учением секты Я́хад, возникшей незадолго до маккавейского кризиса (165 г. до Р. Х.). Обнаружив в лице Учителя праведности истинного пророка, толкователя Священного Писания, ревнители Закона обрели в нем руководителя и наставника. Они оставили свои семьи, культ Иерусалимского храма и поселились в Иудейской пустыне, чтобы следовать учению своего наставника. Это учение основывалось
на календарной практике, отличной от практики современного иудаизма, руководимого Нечестивым священником, то есть царем Ионатаном, и впоследствии его братьями, «последними священниками Иерусалима» (1QpHab IX:4).
Священник Александр Зиновкин — кандидат богословия, магистр филологии, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии.
Диакон Александр Тодиев. Концепция «мессианского века» в иудейской апокалиптической литературе периода Второго храма.
В библейской науке довольно широко распространено мнение о наличии хилиазма в богословии апостола Павла. Поборники данного мнения ссылаются на фрагменты 1 Фес 4:13–18 и 1 Кор 15:20–28, как указывающие на то, что апостол учил о временном земном царстве Христа. В статье предпринята попытка решения вопроса на начальном этапе его поста-
новки, а именно — в объеме богословского контекста. Анализируется концепция «мессианского века» в иудейской апокалиптической литературе периода Второго храма. Апостол Павел, несомненно, был знаком с устной традицией и использовал её в своем богословии, письменная же фиксация концепции произошла значительно позднее, чем были написаны Павловы послания.
Диакон Александр Тодиев — аспирант кафедры библеистики Московской православной духовной академии, преподаватель Перервинской православной духовной семинарии.
Рецензии
А.Н. Осокин. Опытное богословие преподобного Силуана Афонского.
Рецензия на: Ларше Ж.-К. Преподобный Силуан Афонский / Ж.-К. Ларше; пер. с фр. М. Ю. Насонова и У. С. Рахновской; предисл. архим. Симеона (Брюшвайлера). М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитраный университет, 2015. 312 с. : ил.
Александр Николаевич Осокин — студент II курса магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии.
События академии
Священник Игорь Иванов. О проекте «Византийский кабинет».
Священник Игорь Иванов — кандидат философских наук, доцент, и. о. проректора Санкт-Петербургской духовной академии по научно-богословской работе.
Последнее обновление:
© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2012-2016.
Использование материалов допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 3.0 Unported License (CC BY-NC).