Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии

http://bible-spbda.info/events/20210512-13/20210512-13-mda-conf~print.html


Представители кафедры приняли участие в библейской конференции МДА

Соб. инф.

15.05.2021

12-13 мая 2021 г. в Московской духовной академии в очно-дистанционном формате с использованием платформы zoom прошла очередная Ежегодная научно-богословская конференция "Экзегетика и герменевтика Священного Писания", организованная кафедрой библеистики МДА. В ней приняли участие представители Санкт-Петербургской, Минской и Сретенской духовных академий, ПСТГУ, ОЦАД, а также ряда региональных духовных семинарий.

В первый день состоялись выступления преподавателей духовных и богословских учебных заведений, во второй -- аспирантов и студентов. От академии северной столицы в форуме приняли участие 3 преподавателя, соискатель и 2 студента магистратуры.

Заведующий кафедрой библеистики СПбДА доцент протоиерей Димитрий Юревич выступил на пленарном заседании с докладом на тему "Учение о власти в Евангелиях и у св. ап. Павла". Он указал на то, что данная тема стала актуальной в свете набирающего популярность религиозно-философского течения "темной теологии", которое учит о некоем "слабом Боге". В Священном Писании Нового Завета можно выделить указания на разные виды власти (власть Бога, Иисуса Христа, апостолов и церковной общины, мирская власть). Однако для правильного понимания новозаветных текстов следует помнить о том, что в них употребляются различные древнегреческие термины, которые переводятся на русский одним и тем же словом "власть". С одной стороны, у св. ап. Павла в Еф 1:9 однозначно выражена мысль всемогущего Бога (с помощью терминов, указывающие на власть в смысле мощи и иерархической организованности: κράτος, ἰσχύς, δύναμις и ἐνέργεια). В то же время в Евангелиях, Деяниях и в Посланиях св. ап. Павла активно используется термин, описывающий власть как "делегированные полномочия" или "лицензию" на определенный вид деятельности (ἐξουσία). В применении к Богу (Деян 1:7) он указывает на Его промысел и близок к понятию Логоса Божия. Будучи отнесенным к мирским властям, он показывает, что они "под Богом", т.е. ответственны перед Ним (Рим 13:1). В приложении к к апостолам (2 Кор 10:8) и верующим (1 Кор 8:9; Ин 1:12) указывает на их творческий потенциал. Сочетание указанных выше терминов в Священном Писании Нового Завета позволяют утверждать, с одной стороны, абсолютную власть Божию как Его исключительную мощь и силу, с другой -- то, что эта власть не препятствует творчески действовать в истории отдельным лицам и человеческим сообществам.

Доклад старшего преподавателя кафедры библеистики СПбДА священника Алексея Сергеева "Христология Textus Receptus по посланию апостола Павла к Римлянам" был посвящен сопоставлению в рамках христологии "Общепринятого текста" (Textus Receptus), который восходит к антиохийской семье рукописей, и 28-го издания критического текста Нестле-Аланда, основанного преимущественно на рукописях александрийской семьи, но не представляющего какой-либо реально существовавший текст. Докладчик показал, что критический текст Нестле-Аланда в послании к Римлянам, в отличие от Textus Receptus, часто опускает наименование Иисуса "Господом", но это является важным, поскольку св. ап. Павел титулом "Господь" (Κύριος) заменяет при цитации ветхозаветных отрывков имя Божие Ягве. Кроме того, зачастую критический текст опускает наименование Иисуса "Христом", а Евангелие, которое проповедует апостол язычников, не определяется в критическом тексте как "Христово". Также в докладе были рассмотрены знаки препинания в отрывке Рим 9:5, где при определенной постановке запятой прямо говорится о Христе как о Боге.

Сообщение старшего преподавателя кафедры библеистики СПбДА священника Дионисия Харина было посвящено проблеме истолкования стиха 2:14 из Послания св. ап. Павла к Колоссянам. Синодальный перевод стиха "истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас..." не передает со всей полнотой и точностью оригинальный текст. Докладчик представил грамматический анализ стиха и привел примеры перевода данного текста на славянский, русский и английский языки. Поскольку древнегреческий термин "догмат" (δόγμα) может означать не только "учение", но также "указание" или "предписание", то вызывающая трудность фраза может быть переведена как "долговая расписка с указаниями", "долговая расписка по пунктам", "список наших долгов", а сам стих метафорически означать, что Господь Иисус Христос "простил наши грехи, пригвоздив их ко Кресту".

В студенческой части конференции, которая пришлась на второй день, лучшим докладом в секции новозаветных исследований был признан доклад студента библейского профиля библейско-богословского отделения магистратуры СПбДА Андрея Ширыхалова "Вопрос саддукеев о воскресении в комментарии Оригена на Евангелие от Матфея". В нем был представлен анализ экзегезы Оригена на евангельскую полемическую историю, связанную с вопросом саддукеев к Иисусу Христу о воскресении (Мф 22:23-33). В качестве материала для исследования был использован оригинальный древнегреческий текст комментария Оригена на Евангелие от Матфея. Докладчик представил основные особенности восприятия александрийским экзегетом спора Иисуса Христа с саддукеями о воскресении. В частности, были затронуты вопросы, касающиеся обстоятельств спора и представлений саддукеев о воскресении.

В докладе соискателя кафедры библеистики СПбДА Антония Костылевы на тему "Аргументы в пользу Majority Text А.И. Иванова (1890-1976)" были изложены соображения выдающегося отечественного богослова советского периода профессора МДА, а затем -- ЛДА Алексея Ивановича Иванова в пользу византийского ("церковного") типа текста Нового Завета, представленные в магистерской диссертации ученого. Профессор указывал, что свидетели данного типа текста древние, принадлежат IV-V вв., сюда же можно отнести цитаты из ранних отцов Церкви (свтт. Ириней Лионский, Ипполит Римский, Климент Римский, Тертуллиан и др.). Среди внешних аргументов он приводил обилие источников и "необычайную их согласованность", а в качестве внутренних -- чистоту, ясность и правильность языка. В докладе были представлены конкретные детали полемики А.И. Иванова с оппонентами, критиковавшими достоинство и значение "текста большинства". Ряд положений профессора оценены докладчиком как весьма актуальные, некоторые сегодня уже представляются слабыми; в целом ход и логика рассуждений А.И. Иванова весьма убедительны. По мнению докладчика, наследие профессора требует вдумчивого исследования.

Студент библейского профиля библейско-богословского отделения 2 курса магистратуры Иоанн Щербаков выступил с докладом на тему "Образ брачного союза в Послании к Ефесянам с точки зрения читателя-иудея", в котором он проанализировал образ брачного союза в Послании и рассмотрел его возможную связь и параллели с пророческими книгами.

Доклады представителей академии на Неве вызвали живой интерес участников и последующую дискуссию.



Последнее обновление:

© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2012-2019.

Использование материалов допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 3.0 Unported License (CC BY-NC).