На главную страницу Отправить письмо Карта сайта

Очередная археологическая экспедиция во Святую Землю преподавателя и студентов кафедры библеистики

Прот. Димитрий Гольцев, прот. Алексий Ольховников

Фото: Прот. Алексий Ольховников

09.12.2013

С 10 по 15 ноября 2013 года состоялась очередная археологическая экспедиция представителей кафедры библеистики СПбПДА во Святую Землю. В экспедиции приняли участие преподаватель кафедры протоиерей Димитрий Гольцев, студент магистратуры 2 курса библейского отделения заочного сектора протоиерей Алексей Ольховников и выпускник магистратуры 2013 года иеромонах Сергий (Акимов).


Вход в пещеру Езекии

Вход в пещеру Езекии


Целью экспедиции был осмотр ряда библейских мест преимущественно южной Галилеи и Самарии, их фото- и видеофиксация для последующего использования в учебном процессе преподавателями кафедры и при написании студентами диссертаций.


Пещера Езекии

Пещера Езекии


Первый день начался с посещения библиотеки музея Рокфеллера в Иерусалиме, после чего участники экспедиции осмотрели так называемую пещеру Езекии. Эта пещера образовалась в результате добычи камней для строительства города и по своим размерам занимает почти четверть площади Старого города (занимает пространство под пятью городскими кварталами в мусульманской части). В разные эпохи она использовалась по разному. На протяжении нескольких тысяч лет из нее добывали строительный материал, в том числе — во времена Ирода Великого и Ирода Агриппы I, вплоть до времени Сулеймана Великолепного, который построил нынешние стены вокруг Старого города. После этого пещера была заброшена. В XIX в. в ней устраивали свои собрания масоны, там скрывались разбойники, затем было решено пещеру замуровать. Только в последние десятилетия пещера была открыта для посещения туристов. В пещере наглядно видно, как в древности добывали известняк.


Пещера Езекии

Пещера Езекии


После этого участники экспедиции поехали в район Мертвого моря. Первым объектом для осмотра были развалины Кумрана, неподалеку от которых были найдены рукописи Мертвого моря. Вторым объектом стала израильская крепость Масада, построенная в нынешнем виде Иродом Великим и сыгравшая важную роль в жизни его семьи. Также с крепостью Масада связаны трагические события времен первого иудейского восстания, подробно описанные Иосифом Флавием.


В крепости Масада

В крепости Масада


Второй день был полностью посвящен археологии библейского Иерусалима. Осмотр начался с посещения Храмовой горы и осмотра ее подпорных стен. Протоиерей Дмитрий Гольцев прочитал краткую лекцию по устройству и этапам расширения Храмовой горы. Далее участники экспедиции переместились в район раскопок города Давида, где осмотрели подпорные стены укреплений ханаанского Иевуса и систему водоснабжения древнего города. Они прошли по древнему ханаанскому тоннелю по которому, предположительно, воины Давида, тайно пробравшись, захватили Иевус.


Развалины римского лагеря рядом с Масадой

Развалины римского лагеря рядом с Масадой


Затем они прошли по колено в воде по всему Силоамскому тоннелю, построенному иудейским царем Езекией для снабжения города водой. Строительство тоннеля шло с двух сторон по естественной расщелине в скале. В месте встречи двух бригад была оставлена памятная надпись, свидетельствовавшая об окончании работ. Участники экспедиции наблюдали, как высокие потолки в начале пути постепенно снижаются так, что к середине пути приходится идти, сильно согнувшись. В районе встречи двух бригад тоннель был особенно извилист, так как рабочие по звуку пытались найти правильное направление. Остались следы ложных ходов, но строители с честью выполнили свое задание и соединили две ветки тоннеля.


У южной стены Храмовой горы

У южной стены Храмовой горы


После этого участники экспедиции посетили Силоамскую купель. В настоящее время этот водный резервуар частично раскопан и доступен для обозрения туристам. Затем они направились на гору Сион, у подножия которой, на месте дома первосвященника Кайафы, располагается католический храм Петра Галликантус. В подвале этого дома туристам показывают цистерну, переделанную в темницу, в которой, согласно местной традиции, находился в заточении Христос. Это место знаменито также троекратным отречением апостола Петра; во дворе католического храма установлен бронзовый памятник, в котором отражено данное событие. Рядом с памятником находится лестница I века, по которой, возможно, вели Христа. Также на территории храма расположен макет византийского Иерусалима.


Силоамская купель

Силоамская купель


Далее участники экспедиции поднялись на гору Сион, где осмотрели так называемую Сионскую горницу, место символического погребения царя Давида, а также предполагаемое место успения Пресвятой Богородицы. Затем они ознакомились с объектами, расположенными в Кедронской долине и на Елеонской горе: гробницы Захарии, Авессалома, царей, Елеонский и Гефсиманский женские монастыри. Пройдя через львиные ворота, участники экспедиции пришли к бассейну Вифезда. Он имел два больших водных резервуара и его вода славилась целебными свойствами. В римский период около бассейна располагался храм Асклепия. Византийский период на дамбе (т. е. перемычке между двумя резервуарами) была устроена величественная базилика, в крестоностский период — небольшой храм. Юго-восточный угол южного бассейна обозначен как место схождения ангела (по местной традиции). После этого, пройдя по Via Dolorosa, участники экспедиции пришли к храму гроба Господня.


Жертвенник на горе Гевал

Жертвенник на горе Гевал


Третий день стал наиболее насыщенным. Под вооруженной охраной солдат ЦАХАЛ участники экспедиции приехали в Наблус (древний Сихем), где, поднявшись на гору Гевал, осмотрели жертвенник всесожжения, датируемый XIII веком до Р.Х. Данный жертвенник был найден и обследован в 1980-е годы экспедицией израильского археолога А. Зерталя.


В сопровождении солдат ЦЕХАЛа

В сопровождении солдат ЦЕХАЛа


Далее путь лежал в Себастию. В Себастии основной интерес участников экспедиции был связан с местами, связанными с Иоанном Крестителем. Был осмотрен византийский храм, устроенный на месте второго обретения главы Иоанна Крестителя, а также гробница, где находилось его тело. В IV веке по приказанию Юлиана Отступника его мощи были сожжены и развеяны, но гробница сохранилась. На этом месте в византийский период была построена церковь, в настоящее время переделанная в мечеть. Себастия интересна и другими объектами: дворец Ахава, где было найдено большое количество пластинок из слоновой кости, эллинистическая башня, а также римские театр, форум и храм Августа.


Храм Иоанна Крестителя в Себастии

Храм Иоанна Крестителя в Себастии



Крипта храма Иоанна Крестителя в Себастии

Крипта храма Иоанна Крестителя в Себастии



Византийский храм, переделанный в мечеть, на месте гробницы Иоанна Крестителя в Себастии

Византийский храм, переделанный в мечеть, на месте гробницы Иоанна Крестителя в Себастии



Гробница Иоанна Крестителя в Себастии

Гробница Иоанна Крестителя в Себастии


Затем участники поездки вернулись в Наблус, где посетили греческий православный монастырь, на территории которого находится колодец, известный как колодец патриарха Иакова. Возможно, именно у этого колодца произошла знаменитая беседа Христа с самарянкой (по позднейшему преданию именуемой Фотиной) о живой воде. Так называемый «кувшин Фотины» (типичный кувшин той эпохи) недавно был передан Ватиканом в монастырь и выставлен для осмотра. Был осмотрен также Тель Балата, где находятся ханаанский храм со стенами 5 метров толщиной, три вертикально стоящие мацевы, а также ворота и казематные стены Древнего Сихема.


На месте так называемого колодезя Иаковлева (Сихем)

На месте так называемого колодезя Иаковлева (Сихем)



Тель Балата (Сихем)

Тель Балата (Сихем)


Следующий пункт поездки был особенно важен, т.к. необходимо было встретиться с директором культурного центра самарян, сыном самарянского первосвященника когеном Иафетом и передать ему журнал «НЕвский БОгослов». В 2009 году преподаватели и студенты академии посетили гору Гаризим и познакомились с когеном Иафетом. Позже рассказ об истории и современном положении самарянской общины на горе Гаризим был опубликован в студенческом журнале академии в номере 4 за 2010 год. Коген Иафет с большим радушием встретил участников экспедиции, сразу же принялся листать подаренный ему журнал, а увидев свою фотографию, пришел в восторг. Коген Иафет рассказал, что недавно он выпустил книгу на арабском языке о сорокалетнем путешествии евреев по пустыне. На прощание он передал в дар академии Тору на самарянском языке.


Коген Иафет в центре самарянской культуры

Коген Иафет в центре самарянской культуры


Участники экспедиции осмотрели место, на котором располагался самарянский храм. В настоящее время здесь находятся руины византийской цитадели и октогонального храма. С внешней стороны западной стены цитадели видны остатки фундамента Святого Святых самарянского храма.


Развалины самарянского храма на г. Гаризим

Развалины самарянского храма на г. Гаризим


В четвертый день начался с посещения древнего Иерихона (Тель эс-Султан) и продолжился визитом в Бейт Шеан. Был осмотрен сам тель с развалинами ханаанских храмов и домом египетского наместника, а также римский город Скифополис. Известно, что в этом городе сосуществовали четыре общины: языческая (римская), христианская, иудейская и самарянская. В основном сохранились памятники, относящиеся к римской общине.

После Скифополиса экспедиция направилась на запад, в Кесарию. В Кесарии был осмотрен камень, найденный во время раскопок театра с т.н. «надписью Пилата». Кесария удивила своим размахом и величием. Ирод Великий построил великолепный город с прекрасным портом, красивыми храмами, дворцами, театром, ипподромом, таможней и банями.

На этом короткая и насыщенная поездка подошла к завершению. В день отлета участники экспедиции, помолившись в храме Гроба Господня, покинули Святую Землю.

Последнее обновление:
URL: http://bible-spbda.info/events/20131110/20131110-holy-land-expedition.html

© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2012-2013.

Использование материалов допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 3.0 Unported License (CC BY-NC).