Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии

http://bible-spbda.info/events/20121119/20121119-israel-expedition~print.html


Археологическая экспедиция в Израиль преподавателей и студента СПбПДА

Прот. Д. Юревич

Фото: Прот. Д. Юревич, прот. А. Ольховников

20.11.2012

С 12 по 19 ноября 2012 г. состоялась очередная археологическая экспедиция в Израиль, организованная кафедрой библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии. В ней приняли участие заведующий кафедрой протоиерей Димитрий Юревич, преподаватель библейской археологии протоиерей Димитрий Гольцев и студент 1 курса магистратуры библейского отделения заочного сектора протоиерей Алексий Ольховников, а также преподаватель и и.о. заведующего кафедрой библеистики Московской православной духовной академии священник Александр Тимофеев. Целью экспедиции был осмотр мест раскопок древних иудейских и филистимских городов на юг от Иерусалимав и в пустыне Негев, а также фото- и видеофиксация посещенных объектов.


Святилище в Араде

Святилище в Араде


Вначале экспедиция посетила Арад -- крупный город в восточной части пустыни Негев, который контролировал главный путь в Эдом и Эйлат. Арад состоит из нижнего ханаанского города и верхнего израильского, причем верхний город представлял собой крепость, основанную в X в. до Р.Х. Отличительной особенностью города-крепости является найденное в нем святилище, альтернативное по отношению к Иерусалимскому храму. Участники экспедиции осмотрели святилище, произвели замеры алтаря, а также обсудили варианты датировки строительства святилища, в том числе и предложенный израильскими археологами вариант, согласно которому святилище существовало не с момента основания города, а всего лишь несколько десятилетий -- с начала до конца VIII в. до Р.Х. Была осмотрена комната Элиашива (вероятно -- начальника гарнизона), в которой при раскопках теля были надены остраконы. В нижнем городе -- ханаанском Араде -- участники экспедиции осмотрели комплекс святилища.


Измерение алтаря в арадском святилище

Измерение алтаря в арадском святилище



Арад. Нижний город. Прот. Д. Гольцев и прот. Д. Юревич

Арад. Нижний город. Прот. Д. Гольцев и прот. Д. Юревич


Город Беер Шева (Вирсавия) представляет собой наглядный пример типичного израильского города допленного периода. В Беер Шеве сохранились внешние и внутренние городские ворота. Реконструирован источник у внешних ворот. Сразу за внутренними воротами находилась городская площадь. Поблизости от площади, на которой проходили народные собрания, размещался дом правителя -- такое расположение позволяло властям постоянно контролировать ситуацию в городе. Неподалеку находилось также хранилище для запасов (по другой версии -- торговые ряды или конюшни).


Беер Шева. Источник у внешних городских ворот

Беер Шева. Источник у внешних городских ворот


На месте современного Теля а-Давир в древности располагался город Лахиш -- один из значительных ханаанских городов, ставший позднее иудейским. Хорошо сохранились крепостные стены и ворота города, а также основание дворца правителя. Особый интерес представляют остатки насыпи, возведенной ассирийской армией во время осады Лахиша в 701 г. до Р.Х. (барельеф, на котором изображено взятие Лахиша, был найден английскими археологами в Ниневии и перевезен в Британский музей). Кроме этих объектов, участники экспедиции осмотрели также два городских святилища.


Лахиш. Внешние городские ворота

Лахиш. Внешние городские ворота



Лахиш. Правая часть внутренних городских ворот (в виде буквы Ш)

Лахиш. Правая часть внутренних городских ворот (в виде буквы Ш)



Лахиш. Ассирийская насыпь для осады

Лахиш. Ассирийская насыпь для осады



Лахиш. Святилище солнца

Лахиш. Святилище солнца


Тель Цафит был идентифицирован как библейский город Гат (в Синодальном переводе -- Геф) -- изначально ханаанский, впоследствии ставший одним из пяти филистимских городов на территории Палестины. Геф известен как родина Голиафа, в нем временно пребывал Давид, спасаясь от преследования Саула. Был осмотрен тель и место недавних раскопок, на котором была найдена надпись с именем "Голиаф".

Одним из важнейших телей для библейской археологии и археологии Палестины является Тель эль-Хези. В конце XIX в. в результате раскопок на этом теле У. Петри создал для Палестины систему "кермических часов" -- возможности датировать археологические слои по керамике. Во время посещения этого объекта участники экспедиции осмотрели огромный раскоп, свидетельствующий о гигантском объеме археологического материала, который пришлось извлечь У. Петри из теля, чтобы добиться поставленной цели.


Тель эль-Хези. Огромный раскоп У. Петри

Тель эль-Хези. Огромный раскоп У. Петри


В связи с начавшимися интенсивными ракетными обстрелами израильской территории неуправляемыми ракетами из сектора Газы участникам экспедиции пришлось стать невольными свидетелями ракетных обстрелов из сектора Газы, поскольку для посещения южных древних городов в качестве постоянного места пребывания ими изначально был выбран г. Ашкелон, находящийся всего в 9 км от Газы. К счастью, во время этих ракетных атак все палестинские ракеты были перехвачены израильской системой ПРО "Железный купол" (Iron Dome) и взорвались в воздухе над Ашкелоном. Тем не менее, было принято решение приостановить посещение южных городов и переехать в Иерусалим.


Ракетный обстрел Ашкелона (центральные две ракеты уже сбиты системой "Железный купол")

Ракетный обстрел Ашкелона (центральные две ракеты уже сбиты системой "Железный купол")


В Иерусалиме участники провели небольшой семинар около развалин так называемых Ворот ессеев, во время которого обсуждали предложенную археологом Симоном Гибсоном идентификацию прилегающего к воротам пространства как места, где находился дворец Пилата, а как внутреннего пространства ворот -- как Лифостротон, судейское мест о Пилата. В ходе семинара было отмечено, что идентификация расположения дворца весьма вероятна как с археологической точки зрения, так и с точки зрения повествования библейской истории, в то время как отождествление небольшого внутреннего пространства ворот с Лифостротоном противоречит новозаветному описанию событий суда над Господом Иисусом Христом. Участники экспедиции осмотрели также иродианскую улицу, юго-западную, южную и юго-восточную части платформы Храмовой горы, долину Кедрон и ракопки в городе Давида Э. Мазар. объектами пристального внинмания экпедиции стали также долина Гинном и церковь св. ап. Петра в Галликанту.


Иерусалим. Ворота ессеев

Иерусалим. Ворота ессеев


В последний день члены экспедиции посетили Кумран и осмотрели различные объекты на его территории, учитывая два возможных варианта идентификации развалин этого места -- традиционной идентификации как религиозного поселения, и современной идентификации как вначале маккавейской крепости, а затем (в римский период) -- как фабрики по производству керамики и феодального торгового центра.


Участники экспедиции

Участники экспедиции




Последнее обновление:

© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2012.

Использование материалов допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 3.0 Unported License (CC BY-NC).